Зеркальное письмо - решаем проблему


Упражнения, способствующие развитию качества и скорости чтения


Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников


Приемы развития и коррекции пространственно-временных представлений


Готовимся к школе. Ответы на часто задаваемые вопросы


В чем причины нарушения письма?


Речевая готовность ребенка к школе


Развитие фонематического восприятия 


Для чего нужны занятия с логопедом?


Шпаргалка для родителей

Обучая ребенка чтению и развивая 
фонематический слух, следует помнить, что:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение — это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук – то, что мы слышим и произносим.
  • Буква – то, что пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [А],[У],[О],[И],[Э],[Ы]. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять
шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам 
и четыре — йотированные буквы Я, Ю, Е, Ё.

Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука 
(Я – [Й’А], Ю – [Й’У], Е – [Й’Э], Ё – [Й’О]), если они стоят:

1.В начале слова (юг, яма, Емеля);

2.После гласных (заявка, приют, Пелагея);

3.После букв Ъ, Ь (въезд, вьюнок, Наталья).

После согласных йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

БЕРЁЗА, МЯЧ.

  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло:

глухие согласные звуки — голосовые связки неработают (горлышко не дрожит):

[К], П], [С], [Т], [Ф], [X], [Ц], [Ч], [Ш], [Щ];

звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит):

[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [3], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими:

[Б], [В], [Г], [Д], [3], [К], [Л], [М], [Н], 
[П], [Р], [С], [Т], [Ф], [X], 
[Б’], [В’], [Г’], [Д’], [З’], [К’], [Л’], [М’], [Н’], 
[П’], [Р’], [С’], [Т’], [Ф’], [Х’];

всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц];

всегда мягкие согласные: [Й], [Ч], [Щ].

  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.